Права человека

  Главная
  Аналитика
  Конференция
  Рецензии
  Мнения
  Персоналии
  Мемуары
  Документы
  Хроника
  История
  Туркмены
  Этнология
  Каспий
  Права человека
  Проекты
  Юмор
  Central  Asia
  Словарь
  Что читать?
ИСТОРИЯ ТАДЖИКСКОГО ПРОИВОСТОЯНИЯ, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ООН


      От редакции. Мы решили опубликовать это письмо, полагая, что читателям интересно знать мнения не только экспертов и специалистов, но и простых людей, к числу которых относится и автор публикуемого письма, по профессии - водителя автобуса. Конечно, мысли автора и его предложения могут показаться поверхностными и в чем-то наивными. Однако живые и меткие наблюдения, неравнодушие автора письма к происходящему на родине, попытка своим умом докопаться до сути больших и малых вопросов мировой политики, безусловно, перекрывают отмеченные недостатки. Письмо относится к концу 1997 года, но сохраняет актуальность и по сей день.

***

      Здравствуй Шохрат, спасибо за журнал. Надеюсь, что скоро аудитория у него станет больше и больше. Независимость и беспристрастие может стать основополагающем для популярности любого аналитического издания.
      Прежде, чем поделиться своим мнением об урегулировании и решении таджикского конфликта, я хочу сначала поговорить вслух о роли посредников. Главным из них должна быть ООН, а не государства, имеющие в Таджикистане далеко идущие геополитические, стратегические и экономические интересы. Победителем должна стать справедливость!

Алибек Назаров

      В мае 1995 года вооруженная до зубов сербская армия перерезала и заколола в Сребренице, при молчаливом безучастии голландского батальона ООН, более восьми тысяч боснийских мусульман. Войска ООН предательски отошли в сторону в то время когда сербы начали отделять всех мужчин от 17 лет и старше для того, чтобы потом всех перестрелять.
      Всем известно, что в прошлом году израильская авиация варварски бомбила лагерь палестинских беженцев в Ливане убив при этом более 100 ни в чем не повинных детей, женщин, стариков. Войска НАТО - только наблюдали.
      В сомалийском конфликте войска ООН были не только молчаливыми свидетелями, но и сами пострадали - было убито несколько солдат миротворческого батальона.
      Войска ООН не имеют права вмешиваться в вооруженные конфликты, происходящие в том или ином государстве. Возникает вопрос: а что толку, если солдаты ООН не имеют права предотвратить убийства мирных жителей? Зачем тогда имеют они при себе оружие и оммуницию? Сейчас уже никто не боится огородных пугал. Надо ли посылать солдат ООН в горячие точки, где они не в силах помешать ходу событий или предотвратить возникающие все чаще в последние годы кровавые столкновения между противоборствующими сторонами?
      Весь этот аппарат со всем его чиновниками до последнего исполнителя ежегодно расходуют миллиарды долларов. Надо ли расходовать такие суммы денег, если заранее знаешь, что солдат ООН не будет стрелять в того, кто из своего автомата убивает невинного, ребенка, женщину или старика? Какую роль исполняет оружие в руках такого солдата?
      В таких конфликтных точках как Таджикистан, где ситуация давно уже вышла за рамки разумного контроля и ни одна из сторон не контролирует подчиненные ей зоны и территории, единственным средством, которое сможет остановить кровопролитие, является авторитетный и сильный посредник. Я подчеркиваю слово сильный потому, что в нынешнее время многие силы и объединения, имеющие в руках "калашников", бронетехнику и авиацию признают только того, у кого больше силы. В Таджикском конфликте участвуют десятки хорошо вооруженных группировок, которые не подчиняются ни одной из сторон, но имеют свои политические, экономические и территориальные амбиции. Никакая дипломатия не сможет удовлетворить амбиции этих группировок, участвующих в одном конфликте. Кроме того, элементарная логика не допускает того, чтобы удовлетворить притязания той или иной группировки только потому, что она имеет оружие. Ни Запад и не Россия, ни Иран и не арабские государства не могут быть посредниками в том или ином государстве, включая Таджикистан, по одной простой причине - все вышеназванные государства имеют свои далеко идущие геополитические, стратегические, экономические и даже военные интересы.
      Всем известно, что там где - интересы, справедливость отступает на второй план. События последних лет показали, что хваленная демократия США просто-напросто хорошо раздутый миф, и многие диктаторские режимы продолжают свое безбедное существование только благодаря покровительству США.
      Кто может быть посредником в Таджикистане? Альтернативы ООН в решении этого вопроса нет. Больно признавать, но единственным средством, которое может хоть что-нибудь сделать в том или ином регионе является ООН. Но для того, чтобы ООН смогла хоть что-нибудь сделать нужны внести корректировки в устав, структуру и месторасположение этой организации.
      1. Месторасположение ООН в США совершенно недопустимо по одной причине - США являются заинтересованным государством в мировой политике. Большинство вспомогательных работников ООН являются гражданами США и будет смешно, если не окажется, что большая их часть не является сотрудниками ЦРУ, и ЦРУ не прослушивает здание ООН. Главным донором ООН являются США и недавно США доказали всему миру, что мнение всего мира - это одно, а США - другое. Множество постоянных государств-членов ООН и большинство членов Совета Безопасности желали, чтобы Будрас Будрас Гали продолжал занимать место Генерального секретаря ООН еще один срок. Но этого не хотели США. И они добились своего.
      Здание ООН должно находиться на территории государства, которое в действительности является во всех отношениях независимым в мировой политике, проводящего политику неприсоединения. По моему мнению, к таким государствам относятся: Лихтейштейн, Люксембург, Монако, Швеция. До того дня пока здание ООН находится в США ООН не будет отвечать требованиям, которые возлагает на него мировое сообщество.
      2. Расширение постоянных членов Совета Безопасности с 5-ти до 12-ти и поддерживание в этом континентального и конфессионального баланса. Ненормально, что США, Россия, Китай, Англия и Франция являются постоянными членами Совета Безопасности только потому, что они имеют ядерное оружие. Нет в этом логики и это парадоксально, что четыре христианских и одна преимущественно буддистская страна решают за остальной мир, в том числе и за исламские государства, страны исповедующие индуизм и другие религии. Мой опыт жизни в Западной Европе показал, что многие постоянные посланники государств Западной Европы в структурах ООН являются членами христианских политических партий. Отсюда ясно, в чью пользу решают конфликты члены-христиане, когда дело касается других государств и народов с другими религиями. Только один пример палестино-израильского конфликта показал, что никогда миру на Ближнем Востоке не бывать, и друзья Израиля в правительствах западных государств оказывают медвежью услугу в этом регионе. По моему мнению, наряду с постоянными членами Совета Безопасности в это орган должны войти представители Германии, Японии, Ирана, Канады, Индии, Индонезии и Швеции. Постоянными членами Совета Безопасности являются не только обладатели ядерного оружия, но и крупнейшие производители и экспортеры оружия. Никогда производитель оружия не будет голосовать против того или иного диктатора, который покупает оружие на несколько миллиардов у его страны. И хотя это несправедливо, деньги дороже справедливости в наши дни.
      3. Должны быть внесены изменения в Устав ООН, касающиеся действия вооруженных сил этой организации в той или иной ситуации. Главным изменением должно быть то, что вооруженные силы ООН имеют право оказать вооруженное вмешательство во внутренние дела государств, в которых нарушаются права и безопасность жителей. Это значит, что в той же Боснии, Руанде, Албании и в Палестине удастся остановить и обезвредить те силы, которые нагнетают напряжение, не выполняют резолюции ООН.
      Хорошо, по современному оснащенная армия ООН, имеющая на руках мандат пресечения любых действий, направленных против жизни людей, может пресечь любые провокации в каком-бы то ни было регионе мира. Без этого изменения в Уставе ООН вооруженные голубые каски не что иное, как огородные пугала.4. Полностью должны быть реконструированы Вооруженные силы ООН. Армия ООН должна быть отлично экипирована, т.е. она должна иметь в своем арсенале: авианосцы, подводные лодки, крейсера, современную боеспособную авиацию (истребители, боевые и транспортные самолеты), бронетехнику и артиллерию.
      Сейчас, когда производители оружия не испытывают ни малейших препятствий в сбыте своей продукции, становится все больше и больше мест, где возникает опасность разжигания междуусобиц и гражданских войн. Падает общественная мораль, люди становятся вялыми, самосознание и разум людей отступают на задний план в угоду решения элементарных житейских проблем. Люди берутся за оружие с легкой руки тогда, когда можно решать ту или иную проблему с помощью дипломатии и диалога.
      В такой ситуации очень авторитетный и сильный посредник имеет огромную и решающую роль. Ни одна из супердержав не может быть посредником исходя из простых соображений: геополитика, стратегия, экономика. ООН и только ООН может быть посредником в интернациональных конфликтах и ее вооруженные силы должны играть большую роль, чем сейчас. Силы ООН должны иметь должны иметь все возможности для пресечения любой провокации или опасности возникающие против людей.
      5. В руководстве ООН должны быть гуманитарии, Нобелевские лауреаты, писатели, поэты, интеллигенты, признанные во всем мире, независимые известные люди. На сегодняшний день в аппарате ООН работают политики. А политики всегда защищают интересы того региона откуда они посланы, чтобы защитить региональную стратегию, политику, экономику, независимо от того справедливо это или нет.
      6. Все резолюции и решения ООН обязательно должны быть согласованы с правозащитными организациями. Советы и предложения этих организаций должны быть учтены при принятии решений ООН. Сейчас правозащитные организации выполняют труднейшую роль в длинной цепи на мировой карте. Правозащитным организациям определена роль спасителя утопающего, когда политики давно уже разожгли пожар и получают дивиденды. И было бы фантастически хорошо, если бы ни одна резолюция международных организаций не имела бы законной силы, пока не получала одобрение правозащитников.
      Но мне кажется, что сейчас об этом можно только мечтать.
      Решение конфликта в Таджикистане. Возможно ли оно?
      В апреле 1992 года президент Таджикистана Р.Набиев собрал своих сторонников на площади "Озоди" и под красным флагом раздал 1700 автоматов "калашников" и неограниченное количество боеприпасов. Автоматы были розданы не кадровым солдатам и офицерам, не милиционерам или другим сотрудникам системы правоохранительных учреждений. Грозное оружие попало в руки преимущественно тех, кто меньше всего заслуживает носить оружие. Среди них было много молодежи, не имеющей жизненного опыта, судимые лица, выпущенные из тюрьмы уголовные элементы и просто те, у кого был азарт охоты на людей. Многим из них было просто любопытно и интересно пострелять. Мы видели на экранах телевизоров совсем мальчишеские лица и угрюмых борцов за власть коммунистов. Хоть и мало, но среди командиров этих подразделений, потом названного "народным фронтом", были и опытные сотрудники КГБ и МВД, ветераны войны в Афганистане.
      Буквально через два дня это оружие заговорило и было убито пять сотрудников таджикского радио. Среди них один из руководителей Демпартии Таджикистана Олим Заробеков. После этого было убито несколько жителей Ленинского района. Ситуация набирала драматический оборот и представители оппозиции стали тоже вооружаться, чтобы защитить себя и своих сторонников. Но перед этим, по преступной халатности руководителей оппозиции, 1700 вооруженных солдат "народного фронта" были отпущены домой (в Куляб) с оружием и боеприпасами. Буквально с первого дня заговорило оружие в руках мстителей коммунистической власти. Было убито несколько сот руководителей и активистов оппозиционных партий и движений.
      Это было официальное начало гражданской войны в Таджикистане, которая продолжается по сей день. Просвета в этом драматическом ходе событий не видно. Сейчас оружие в Таджикистане не имеет только ленивый или тот, кто не имеет хотя бы 40 долларов, чтобы купить грозный "калашников" с тремя магазинами патронов.
      Мне кажется, что сейчас Таджикистан единственное место на Земле, где меньше всего возникает проблема с приобретением оружия. На территории Таджикистана оружие можно приобрести легко из подразделений российской армии и пограничных войск. Как и во всех уголках бывшего СССР российская армия снабжает всех оружием и боеприпасами. Почему это так - не мне судить об этом. Сказано тысячи слов, но факт остается фактом. Я был свидетелем того, как солдаты и офицеры российской армии подходили к нам и предлагали оружие "по-дешевке" всех категорий и даже бронетехнику. Не зря чеченские ополченцы говорили, что нашего оружия хватит на 10 лет вперед и все оно куплено по-дешевке у русских солдат в Чечне и в других точках России.
      Кроме российской армии в Таджикистане находилось несколько складов оружия, которое было вывезено из Афганистана до 1987 года. Эти склады были очень плохо охраняемы, и не было проблемы с получением оружия на них. Сейчас, когда российские военнослужащие не получают зарплаты несколько месяцев, продажа оружия и оммуниции - единственное средство для выживания или покрытия расходов на поездку домой, или отправки семьи из Таджикистана в Россию. Я знаком со случаем, когда российский офицер предлагал неограниченное количество боеприпасов взамен контейнера для отправки вещей в Россию и билета для жены и двух дочерей. Естественно, что его просьбы была удовлетворена. Мне кажется, сказать, что в российской армии плохой учет и контроль - значит, ничего не сказать. В российской армии нет никакого учета. Низкая мораль и отсутствие всякой ответственности, как следствие двойной большевистской морали, способствуют тому, что русский солдат сегодня продает свой автомат, чтобы выпить 100 грамм водки, хотя на следующий день этим же оружием он сам может быть убит.
      Другим источником получения оружия является Афганистан, и мне кажется, что в Афганистане больше оружия, чем во всей российской армии. Мои друзья и коллеги, побывавшие в Афганистане, рассказали мне, что в каждом населенном пункте или кишлаке есть несколько торговых точек, которые предлагают оружие всех видов и по-дешевке. Все это оружие советского производства, взятое в ходе боевых действий или обмена у советских солдат на доллары, радио- и видиотехнику, или же взамен на дешевую китайскую водку с продовольствием. Кроме того, во время афганской войны Афганистан снабжался оружием всего мира. Но самым крупным поставщиком оружия и боеприпасов был Китай и "калашниковы" китайского производства ничем не уступают советским "калашниковым".
      Так вот, при таком "оружейном" соседстве у нас в Таджикистане не имеют оружия только ленивый или тот, кто не имеет 40 долларов для покупки оружия. Сейчас вооружены все области и районы, все колхозы и кишлаки и, даже, все улицы и махалли. В моем родном кишлаке, недалеко от Курган-Тюбе, где я родился и жил до 1992 года, оружие имеют буквально все дворы. Сам кишлак разделен на три группировки. Самая большая - выходцы из Куляба. Они имели более 70 штук автоматов и пулеметов, а также 1 БТР. Вторые по значимости мы - выходцы из Гармской группы, третьи - гази-маликцы, которые тоже вооружены и ничем не уступают ни гармцам, ни кулябцам. Любая маленькая проблема может перерасти в вооруженную стычку и на сегодняшний день только в нашем кишлаке убито 37 человек.
      Преимущественная часть вооруженных группировок не подчиняется никому, ни одной из сторон, но имеют свои амбиции в этом трагическом конфликте. Ни правительство, ни оппозиция не имеют полного контроля над своими сторонниками или, вернее, не имеют контроля на территории своего базирования. Исходя из этого, говорить о решении таджикского конфликта - преждевременно и не реально. Все решения и договора между правительством и оппозицией не привели ни к чему потому, что ни одна из сторон не может соблюсти и выполнить свою часть договора.
      Что необходимо сделать в первую очередь?
      1. Началом решения проблемы в Таджикистане является сдача или изъятие оружия, находящегося в руках населения и группировок. Всякое оружие хоть когда-нибудь, но обязательно выстрелит. После этого обязательно прозвучит ответный выстрел, и все начнется снова. При наличии такого большого количества оружия не может быть и речи о мире и согласии.
      Как можно изъять оружие и вообще можно ли изъять все оружие, находящееся в руках у населения? Одним из эффективных методов изъятия оружия является изъятие путем его покупки. Известно, что большая часть оружия, находящегося в руках населения, было куплено им на свои личные сбережения. Я был свидетелем, как человек обменял собственную легковую машину на оружие и боеприпасы.
      Нет ничего невозможного, но есть огромные трудности. Для их преодоления необходимо: а) вывести части российской армии из Таджикистана; б) укрепить таджико-афганскую границу так, чтобы исключить неконтролируемый переход границы. При этом, поручить охрану границы не российским пограничным войскам, которые материально заинтересованы в перевозе наркотиков и оружия, а совместными вооруженными частями из представителей оппозиции и правительства. Эти части должны подчиняться военным кадрам ООН, которые, помимо всего, должны иметь высокую человеческую мораль и самосознание. Важно также договориться с афганскими группировками и, если потребуется, платить им за охрану границы со своей стороны.

Норвегия, 1997 год

Rambler's Top100 be number one Kavkaz Top100