Права человека

  Главная
  Аналитика
  Конференция
  Рецензии
  Мнения
  Персоналии
  Мемуары
  Документы
  Хроника
  История
  Туркмены
  Этнология
  Каспий
  Права человека
  Проекты
  Юмор
  Central  Asia
  Словарь
  Что читать?
HUMAN RIGHTS WATCH:
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДОКЛАДА. ДЕКАБРЬ 1996 ГОД

НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ГОСУДАРСТВАХ СНГ

Сединенные Штаты


      Правозащитная политика правительства Соединенных Штатов в Хельсинском регионе в 1996 году не оправдала надежд. Администрация Клинтона продолжала рекламировать важность демократических принципов в странах Восточной и Центральной Европы и в бывшем Советском Союзе, но игнорировала нарушения и фальсификацию на выборах и замалчивала другие нарушения прав человека для того, чтобы обеспечить пребывание у власти некоторых дружественных правительств.
      Администрация Клинтона сыграла главную роль в прекращении военных действий в Боснии и Герцеговине в конце 1995 года и, таким образом, внесла значительный вклад в наиболее важный и единственный аспект соблюдения прав человека в регионе. Однако администрация сочла возможным рискнуть достигнутым долговременным успехом в развитии мирного процесса в угоду краткосрочным обстоятельствам. Хотя администрация лицемерно заявляла о необходимости свободных и честных выборов в Боснии и Герцеговине, она настояла на том, чтобы выборы прошли раньше того времени, когда могли бы стать действительно честными и свободными, в основном из-за своих внутренних интересов, связанных с перевыборами Клинтона.
      Администрация отступила от ею же заявленных обязательств в вопросе привлечения к ответственности за серьезные нарушения гуманитарного права. IFOR (Международные миротворческие силы), где Соединенные Штаты доминируют, отказались арестовывать лиц, обвиненных в военных преступлениях, не доведя до конца свою деятельность, предусмотренную имеющимися полномочиями, заявляя при этом, что обвиненные могут быть арестованы только "если они встретятся при нормальном стечении обстоятельств". IFOR не сделали ничего для того, чтобы встретится с обвиняемыми, но аресты не были произведены даже в тех нескольких случаях, когда они оказывались с обвиняемыми лицом к лицу.
      Администрация Клинтона отказалась осудить массовые нарушения гуманитарного права в России во время проходящей там избирательной кампании, очевидно, решив, что переизбрание президента Ельцина стоит такой цены. Хотя администрация время от времени критиковала злоупотребления в Чечне, она оказалась неспособной использовать наиболее значительные возможности, включая такие, как встреча в верхах между Клинтоном и Ельциным в апреле, чтобы добиться улучшения соблюдения гуманитарного права.
      Подобным же образом правительство США оставило без внимания множество сообщений о том, что албанское правительство Сали Бериша становилось все более нетерпимым к политической оппозиции в течение нескольких месяцев накануне майских выборов в Албании и заметно промедлило с реакцией на широко распространенные нарушения во время этих выборов. После некоторых колебаний, однако, правительство США оказалось в первых рядах тех, кто призывал к повторному голосованию.
      Администрация Клинтона не настаивала на своей озабоченности по поводу нарушения прав человека в Турции, отчасти заботясь о политической стабильности, чтобы не способствовать успеху на выборах Партии исламского благополучия, а (также) из опасений за региональную безопасность, связанную с междуусобицами курдов в северном Ираке.

Деятельность Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки

      Занимаясь общим контролем по поддержанию обязательств по правом человека во всем хельсинском регионе, Хельсинское отделение Хьюман Райтс Вотч в 1996 году видело своей главной целью наблюдение и воздействие на политику международного сообщества в области прав человека по отношению к Югославии. Этот акцент был сделан в связи с нашим пониманием того, что неудача в достижении целей Дейтонского мирного процесса - добиться мира, основанного на уважении прав человека и соблюдении справедливости для жертв широкомасштабных нарушений, и предотвратить этнические чистки, настаивая, чтобы беженцы и перемещенные лица могли без опасений вернуться в свои дома - могла бы иметь разрушительное воздействие на соблюдение прав человека и на безопасность этнических меньшинств не только в странах бывшей Югославии, но и во всех странах хельсинского региона.
      Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки продолжала систематически фиксировать нарушения прав человека во всех частях бывшей Югославии. Однако существенное изменение ситуации в Боснии и Герцеговине - присутствие 60-тысячного контингента войск НАТО, приток других международных представителей для контроля и поддержания мирных соглашений, а также появившаяся возможность оказания помощи в восстановлении - дало международному сообществу новые рычаги воздействия на эти регионы бывшей Югославии. Основным фактором, тем не менее, была гарантия того, что эти рычаги будут применены для достижения реального улучшения в практике соблюдения прав человека. Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки полагает, что вопрос о нарушениях прав человека должен быть главным из вопросов, стоящих в повестке дня международных сил в Боснии и Герцеговине, и мы неоднократно напоминали о неотделимости прав человека от выбранного политического курса. Мы открыли представительство в Сараево и поддерживали свое присутствие в стране в течение всего 1996 года.
      Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки неоднократно настаивала на аресте лиц, обвиненных в военных преступлениях Международным трибуналом по Югославии, в том числе в июльском письме, направленном Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки главам государств и правительств Европы и США, которое было подписано 204-мя организациями и выдающимися людьми США и Европы. Хельсинское отделение давало также свидетельские показания перед Конгрессом США и обращалось к различным представителям международной общественности для того, чтобы призвать международных деятелей в Боснии и Герцеговине тверже выступать против продолжающихся нарушений прав человека. В сотрудничестве с Проектом по правам женщин, одним из отделений Хьюман Райтс Вотч, мы настаивали на том, чтобы были предприняты шаги в направлении улучшения прав женщин и, чтобы обучение боснийской полиции в вопросах прав человека включало специальный курс по регистрации и расследованию преступлений, связанных с насилием против женщин. Мы включились в общую кампанию перед сентябрьскими выборами, призывая международную общественность не поддерживать выборы до тех пор, пока не будут соблюдены условия свободного и честного волеизъявления. В июле мы издали отчет "Босния и Герцеговина: ошибки в процессе становления и Дейтонский процесс", в котором делается заключение, что отдельные части Дейтонского соглашения не соответствуют положениям о правах человека, что международной общественности не удалось настоять на достижении соответствия законных обязательств, вытекающих из Дейтонских соглашений, и большим числом резолюций Совета Безопасности, и призвали международное сообщество использовать все имеющиеся в его распоряжении средства в отстаивании того принципа, что соблюдение стандартов прав человека является предусловием для экономической помощи и содействия. Мы также требовали, чтобы IPTF (Международные полицейские силы ООН), ответственные за контроль по созданию новых правоохранительных органов в Боснии и Герцеговине, обеспечили такие условия, при которых лица, ответственные за серьезные нарушения прав человека, были бы устранены из этих органов.
      Наши сотрудники также публично разоблачали систематические нарушения, допускаемые хорватским правительством в отношении этнического сербского меньшинства в Краине после операции "Шторм". В апреле мы призывали отложить принятие Хорватии в Совет Европы (впоследствии это все же произошло) и настаивали на том, чтобы Хорватия не получала политической и финансовой поддержки до тех пор, пока она не начнет сотрудничать с Международным трибуналом. Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки также осудила ограничения на свободу выражения в Косово, провела расследование в Косово, Сандзаке и Воеводине и неоднократно обращалась к Совету Безопасности ООН с требованием не отменять санкции против ФРЮ до тех пор, пока она также не начнет сотрудничать с трибуналом. Отчет, опубликованный в июне, сообщал о нарушении гражданских и политических прав в Македонии.
      В Чечне мы использовали трехступенчатый подход: документирование нарушений прав человека и гуманитарного права, допущенных обеими сторонами конфликта, информирование международных организаций о результатах наших последних расследований на местах и формулирование адресованных этим организациям специальных рекомендаций, а также настойчивое требование привлечь к ответственности виновных в нарушении прав человека. Мы продолжали фиксировать массовые нарушения правил ведения военных действий в Чечне во время поездок в регион в январе и октябре и опубликовали свои выводы в трех отчетах, написанных в течение этого года. Мы сообщали ОБСЕ и Совету Европы о злодеяниях, допущенных российскими силами и чеченскими боевиками, и стремились убедить Совет Европы (к сожалению, безуспешно) использовать возможность, появившуюся в связи с заявленным желанием России принять ее в члены Совета Европы, для того, чтобы осудить эти нарушения. Мы также высказали свою тревогу в отношении Чечни на 52-й сессии Комиссии по правам человека ООН. Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки возражала против применения амнистии к лицам, ответственным за совершение серьезных нарушений правил ведения военных действий, и настаивала на том, чтобы привлечение их к ответственности было включено в повестку дня многосторонних и двухсторонних встреч с российской стороной.
      Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки также предприняла исследовательскую поездку в Ставрополь для расследования эскалации ксенофобии, поддерживаемой государством, осудила дискриминирующее применение мер по борьбе с преступностью в Москве, занималась деятельностью по борьбе с нарушениями пав беженцев в СНГ. Мы играли активную роль в проводимой ВКБ, МОМ и ОБСЕ конференции по вынужденной миграции в СНГ, состоявшейся в мае в Женеве, подчеркивая, что рост нарушений прав человека часто становится причиной миграции, и сформулировали ряд рекомендаций, направленных на увеличение вероятности того, что беженцы и переселенцы смогут безопасно вернуться в свои дома. Наше московское представительство сотрудничало с Проектом по правом женщин с тем, чтобы выразить протест по поводу насилия против женщин России, и требовать принятия соответствующего национального законодательства (см. раздел: "Проект по правом женщин"), о чем мы высказывали обеспокоенность на 56-ой сессии Комиссии по правам человека ООН.
      В попытках предотвратить ухудшение правовой ситуации в течение 1996 года значительные ресурсы были выделены на расследование вызывающих тревогу серьезных злоупотреблений в некоторых странах мира. В июне подразделение направило свою первую миссию в Белоруссию для изучения возрастающих ограничений на деятельность политической оппозиции. В Армении Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки выразила протест против насилия, совершенного полицией по следам демонстрации 25 сентября, которая прошла вскоре после выборов и привела к жестким гонениям на политическую оппозицию, и тесно сотрудничала с армянскими правозащитниками для привлечения к этим событиям международного внимания с целью воздействия на правительство, допустившее эти нарушения. Вслед за опубликованием нашего мартовского отчета "Права человека в пост-коммунистической Албании" Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки сконцентрировала свое внимание на фальсификации выборов и послевыборной волне насилия в Албании. В течение 1996 года сотрудники давали свидетельские показания перед Конгрессом США по трем случаям, имевшим отношение к положению прав человека в Албании, и много раз встречались с администрацией Клинтона для того, чтобы выразить свою тревогу по этому вопросу.
      В 1996 году Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки умножила усилия по вовлечению правительства Узбекистана в диалог о соблюдении им прав человека и использовала желание правительства получить дипломатическую и финансовую поддержку для оказания давления на Европейский Союз, правительство США и другие влиятельные силы с тем, чтобы они настойчиво требовали конкретных улучшений со стороны правительства Каримова. В мае представители Хельсинского отделения встретились в Ташкенте с высшими должностными лицами для обсуждения выводов, сделанных нами после поездки в Узбекистан в ноябре 1995 года. Отчет, названный "Узбекистан на перепутье: позитивные тенденции на фоне продолжающихся нарушений прав человека", был опубликован в мае. В течение 1996 года сотрудники Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки проводили следующие кампании в Узбекистане: по освобождению политических заключенных; по регистрации в стране независимых местных правозащитных организаций; по осуждению широко распространенной цензуры; против безнаказанности злоупотреблений, совершаемых с ведома правительства. Для расширения работы в Центральной Азии Хельсинское отделение открыло в июле свое региональное представительство в Ташкенте и получило разрешение правительства Узбекистана на его официальную регистрацию. Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки также обращалось к правительству Туркменистана во время июньской встречи в Ашхабаде с требованием улучшить положение с правами человека.
      Как часть нашей продолжающейся борьбы с разрушением селений в юго-восточной части Турции, Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки опубликовала в июне отчет, приурочив его к конференции ООН по жилищному вопросу "Жилище II", в котором приводятся факты о неспособности правительства оказать помощь вынужденным переселенцам. Мы также протестовали против арестов правозащитников в Стамбуле, которые имели место во время этой конференции. Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки сообщила о продолжающихся пытках при задержании, особенно со стороны турецких подразделений по борьбе с терроризмом, а также обратила внимание на правительственные репрессалии против людей, ставших жертвами пыток, и обратившихся за помощью к Европейской комиссии по правом человека. Отчет "Турция: нарушение права на обращение в Европейскую комиссию по правам человека" был опубликован в апреле. Сотрудники Хельсинского отделения также высказали свое беспокойство Европейской комиссии по правам человека в Страсбурге. Большое количество настойчивых обращений было направлено турецкому правительству по делам о "пропавших вех вести", по поводу пыток, на 56-ой сессии Комиссии по правом человека ООН. Хельсинское отделение, совместно с Проектом по контролю за оружием, еще одним отделением Хьюман Райтс Вотч /Хельсинки, выразило свое осуждение по поводу обвинения в "клевете и унижении вооруженных сил и сил государственной безопасности", выдвинутого против издателя и переводчика опубликованного в ноябре 1995 года отчета Проекта по контролю за оружием: "Трансфер оружия и нарушение правил ведения военных действий в Турции".
      Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки продолжала активно заниматься сбором материалов и привлечением к ответственности правительств за злоупотребления и дискриминацию в отношении цыган, проведя исследовательские поездки и издав отчеты по Венгрии, Словакии и Чехии. В сотрудничестве с Проектом по правам детей мы также предали гласности плохое обращение с беспризорными детьми в Болгарии, по большей части цыган (см. раздел "Проект по правам детей"). В Румынии мы вновь настойчиво обращались к парламенту, требуя отмены тех положений уголовного кодекса, в которых по-прежнему указываются, в качестве уголовно наказуемых деяний, половые акты между лицами одного пола.
      Основываясь на прежней работе по расизму и ксенофобии, Хьюман Райтс Вотч/Хельсинки выдвинула инициативу, имеющую своей целью повлиять на политику и практику предоставления политического убежища в странах Европейского Союза, обратив в 1996 году особое внимание на Великобританию, Германию, Нидерланды и Швецию, и потребовав от Европейского Союза привести в соответствие с международными договорами политику, проводимую государствами-участниками в отношении беженцев.
      В сентябре 1996 года мы опубликовали отчет "Швеция: политика предоставления убежища в глобальной перспективе соблюдения прав человека", выпуск которого совпал с представлением шведским правительством предложений по реформированию закона о беженцах в парламент.

Rambler's Top100 be number one Kavkaz Top100