Права человека

  Главная
  Аналитика
  Конференция
  Рецензии
  Мнения
  Персоналии
  Мемуары
  Документы
  Хроника
  История
  Туркмены
  Этнология
  Каспий
  Права человека
  Проекты
  Юмор
  Central  Asia
  Словарь
  Что читать?
СИТУАЦИЯ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА В ТУРКМЕНИСТАНЕ
В 1993-1994 ГОДАХ

Доклад Информационного центра по правам человека в Центральной Азии

ВВЕДЕНИЕ


      Туркменистан – постсоветское государство в Центральной Азии. Территория: 488,1 тыс. кв.км.
      Население: 4,5 млн. человек.
      Столица: Ашхабад.
      Государственный язык – туркменский. Письменность базируется на кириллице. Согласно постановлению Меджлиса (парламент) старны, которое было принято в 1993 году в Туркменистане намечен с 1 января 1996 года официальный переход на существовавшую в республике до 1940-го года латинизированную графику.
      Коренное население страны исповедует ислам суннитского толка.
      Национальный состав республики: более 80 процентов населения – туркмены. По численности после коренного населения идут русские (около 300 тыс. человек), далее узбеки, казахи, таджики, белуджи, курды, немцы, азербайджанцы, армяне и др.
      По языку и вере в тюркском мире наиболее близки к туркменам турки, исповедующие также ислам суннитского толка и относящиеся к огузской ветви тюркоязычных народов.
      Географическое расположение: Туркменистан на юге граничит с Исламской республикой Иран и Афганистаном. На востоке – с Узбекистаном, на севере – с Казахстаном и Каракалпакстаном, а на западе, через Каспийское море – с Азербайджаном и Российской Федерацией.
      Согласно первой Конституции, принятой после объявления независимости 18 мая 1992 года, Туркменистан объявлен демократическим, светским, правовым государством.
      Однако на деле, как и в советское время, у руля власти остались коммунисты. Коммунистическая партия Туркменистана (КПТ) была переименовна в Демократическую партию 16 декабря 1991 года на последнем съезде компартии республики.Членам КПТ, перешедшим в Демпартию был сохранён старый партийный стаж, должность, а также соответствующие првилегии бывших коммунистов. Подавляющее большнство бывших коммунистов Туркменистана поменяли свои красные коммунистические билеты на зелёную книжку демократической партии

      ПРИМЕЧАНИЕ: Авторы доклада неточны. В Демпартию перешло менее половины бывших коммунистов (см. таблицу, Ред.).

Динамика численности членов Демократической партии Туркменистана (тыс., на 1 янв.)

1990* 1992 1993 1994 1995
115 23 57 63 72

* До преобразования КПТ в Демократическую партию.
Источник: Кадыров Ш.Х. Российско-туркменский исторический словарь. В двух томах. Том 1. Берген, Бодони хус, 2001.


      Тем самым коммунистам Туркменистана во главе с бывшим 1-м секретарём ЦК и членом Политбюро ЦК КПСС последнего состава Сапармурадом Ниязовым удалось сохранить без всяких потерь не только всю свою старую гвардию, но и все рычаги власти за собой, ни на йоту не уступив свою позицию, более того, существенно укрепив её по сравнению с последними годами горбачёвской перестройки.
      В понимании сегодняшней ситуации в стране и, в частности проблемы по соблюдению прав человека, данный фактор имеет решающее значение. Ибо все сложности в отношении соблюдения прав человека, демократизации страны, перехода на рыночную экономику связаны с данным обстоятельством. Туркменские коммунисты не дали разрушить свои ряды, не дали войти ни в одну из властных стуктур, "чужеродным элементам", т.е. демократически настроенным людям или реформаторам. Более того, после распада СССР коммунисты страны предприняли ряд мер, которые предотвратили рост демократических настроений среди туркменской интеллигенции и населения в целом. В первую очередь был усилен репрессивный аппарат (по некоторым данным численность штатных и внештатных работников спецслужб за первые три года независимости выросла в три раза), а также цензурный надзор над печатным и эфирным словом. Во главе всех изданий, радио и телевидения были поставлены апробированные люди из бывшей партноменклатуры. Эти и другие меры позволили нынешнему президенту страны Сапармураду Ниязову в относительно короткий срок покончить со слабыми проявлениями вольнодумия и остатками гласности, сохранившимися со времён горбачёвской перестройки.
      В данное время в стране введена поголовная клаятва всех слоёв населения на верность Туркменбаши, "Вождю всех туркмен мира". Уже второй год студенты-первокурсники так же, как и солдаты и офицеры Национальной Армии, хакимы (губернаторы) областей и районов, руководители силовых министерств, Верховного суда, Генеральной прокуратуры дают клятву верности вождю Туркменбаши.
      Начиная с этого учебного года данная клятва, как обязательная, введена и для учащихся средних школ. На очереди – дети дошкольного возраста…
      Конституция страны, как и в советское время, используется неосталинистским руководством страны для отвода глаз мировой демократической общественности.
      В такой ситуации достаточно искушённому авторитарному туркменскому руководству, которое прошло суровую школу коммунистического словоблудия и заметания следов, не составляет особого труда показывать определённый уровень словестной эквилибристики, который, кажется, пока что устраивает по тем или иным причинам мировые демократические державы, и особенно такие международные организации, как ООН, СБСЕ и др.
      Президент Туркменбаши пытается удерживаться у руля власти во что бы то не стало, как можно дальше оттягивая реальное осуществление рыночных реформ, которые окончательно ослабили бы его режим, то изображая из себя реформатора, то кивая на трудности переходного периода, а то и намекая на трудное соседство с такими странами как Исламский Иран и Афганистан. Однако на самом деле всё обстоит гораздо банальнее: нынешнее туркменское руководство неспособно реформировать экономику страны в рыночную, общественную жизнь страны – в демократическую, государство – в правовое в силу того, что оно само не в состоянии измениться, избавиться от рецедивов коммунистического недуга. Скорее всего мы имеем дело с группировкой руководящих людей с весьма искажённым мировосприятием, которое обречено на жесткий провал.
      Одной из причин нынешних проблем является то, что коммунистическое руководство Туркменистана не дав возможности образоваться и организоваться в стране политической оппозиции цивилизованным путём, возможности проникнуть в руководящие и властные структуры и выборные органы новым силам, лишили себя шанса перевоспитаться, вырасти, изменить свои доморощенные взгляды на суть происходящих перемен в мире.
      В нарешении 56-й Статьи Конституции страны, которая гласит: Президент избирается непосредственно народов Туркменистана сроком на пять лет", 15-го января 1994-го года был проведён референдум, в результате которого президентские полномочия Сапармурада Ниязова автоматически, без выборов продлеваются аж до 2002 года.
      Положения Конституции Туркменистана о правах человека не имеют никакого отношения к реальной жизни, они существуют на бумаге.
      Например, Статья 5 Основного Закона гласит: "Конституция Туркменистана является верховным Законом государства, закреплённые в ней нормы и положения имеют прямое действие. Законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы".
      Однако на деле конституционные нормы и положения не имеют прямого действия.Жизнь в стране регулируется Указами Туркменбаши или подзаконными актами или "согласно порядкам, установленным законодательством", ссылкой на которые заканчиваются подавляющее большинство Статей Конституции, которые декларируют Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. К примеру, Статья 27: "Гарантирует свободу собраний, митингов, демонстраций в порядке, установленном законодательством". А Статья 28 деклариует: "Граждане вправе создавать политические партии и иные общественные объединения, действующие в рамках Конституции и законов".
      Но существующие негласные указания руководства запрещают Министерству юстиции страны зарегистрировать какую-либо политическую партию, общественную организацию или даже культурное общество. И потому Туркменистан по-прежнему остаётся страной с жёсткой однопартийной системой, где оппозиционные партии и движения, несмотря на многократные свои обращения, начиная с 1989 года и по сей день с просьбой дать разрешение на проведение мирного митинга, ни разу такого разрешения не смогли получить от властей. Только демократическое народное движение "Агзыбирлик" обращался с такой просьбой к властям в последние три-четыре года больше двух десятков раз! Также, несмотря на то, что в Конституции гарантируется многопартийность, на деле власти отказываются регистрировать не только политические партии, но даже культурные или профессиональные или творческие общества и клубы.
      Сохранение жёсткой однопартийной системы коммунистического толка диктует дальнейшее попирание Конституции страны, а также международных правовых норм, подписанных Туркменистаном, прежде всего со стороны тех, кто призван выступать гарантами их неукоснительного соблюдения.
      В результате за первые неполные три года своей независимости Туркменистан сделал большой шаг назад в отношении соблюдения основных прав и свобод личности и гражданина по сравнению с горбачёвским временем общей демократизации страны.

Rambler's Top100 be number one Kavkaz Top100