Главная
  Аналитика
  Конференция
  Рецензии
  Мнения
  Персоналии
  Мемуары
  Документы
  Хроника
  История
  Туркмены
  Этнология
  Каспий
  Права человека
  Проекты
  Юмор
  Central  Asia
  Словарь
  Ссылки
  Что читать?

Документ N 2

      В документе № 2, посвящённом Афганистану, большой интерес представляют установки Г.В.Чичерина по восточной политике Советской России. Ни о каком освобождении народов Востока, которое провозгласили большевики в 1917 году, нет и речи. На неопределённый срок отодвинутой оказалась и реализация идей «мировой революции». Кстати, именно этим аргументировал несколько позднее Г.В.Чичерин отказ Москвы оказать содействие восстанию туркмен в Иране, желавших автономии, вплоть до включения части южного Хорасана в состав Туркменской ССР.
      И надо сказать, что Г.В.Чичерин оказался прав. Как только СССР нарушил эти принципы и вмешался в дела Афганистан в 1979 году, у него начались проблемы на Востоке, закончившиеся, начавшимся процессом и Средней Азии после 1991 года. Сегодня Россия возвращается к чичеринскому наследству. Это политика наместничества. Территория не завоёвывается, просто поощряется абсолютизм, а через него проводится политика сфер влияния и интересов.
      Вместе с тем, важно помнить, что эта политика для Средней Азии не может быть реализована на все 100 процентов, т.к. противоречит другой доктрине Российской внешней политике - доктрине естественных рубежей. В своё время, Россия отказалась от части своих заморских территорий (в том числе и от Аляски) именно базируясь на этой базовой для нее концепции. Средняя Азия представляет проблему для России потому, что, представляя собой пояс авторитарных режимов, не отделена от нее крупными естественными преградами, как, например, Копетдагский хребет, отделяющий Россию от Ирана, или Черное и Балтийское моря. Отсюда весь комплекс очень щепетильных проблем, с которыми России приходится сталкиваться сегодня на юге своих рубежей.
      В предлагаемом документе четко сформулирована позиция большевиков к политическому строю в Афганистане, очень напоминающее отношение демократов современной России к автократиям постсоветской Средней Азии.

Инструкция Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Полномочному Представителю РСФСР в Афганистане

      Уважаемый товарищ,

      Вы назначаетесь на пост, занимавшийся до сих пор тов. Сурицем*, как раз в момент заключения нами договора с Англией, обязывающего нас в особенности по отношению к Афганистану применять известные Вам постановления. На Вас возлагается обязанность в Вашей политической работе в Афганистане строжайшим образом сообразовываться с постановлениями Англо-Русского соглашения**. Однако предначертанная последним линия есть лишь частичное проявление еще более важного основного фактора нашей политики. И внутренняя, и внешняя политика Советской России суммируется в настоящее время единым словом: реконструкция.
      Все наши силы направлены на восстановление нашего хозяйства и на положительную созидательную работу на почве нашего строя. Мы лучше всего будем работать для осуществления наших идеалов, если будем сосредоточивать наши силы на положительной созидательной работе и на экономическом восстановлении России. Это даже единственный путь, который лежит перед нами в настоящее время для выполнения наших исторических задач. И в моих докладах и на заседаниях ВЦИК и в неоднократных выступлениях тов. Ленина отношение между Советской Россией и её капиталистическим окружением характеризовалось как мирный поединок на почве восстановления разрушенного хозяйства. Тот, кто победит в мирном поединке экономической созидательной работы, тот будет победителем в области осуществления тех или других идеалов, проведения в жизнь того или другого строя.
      Господствующее положение Англии в мировом хозяйстве делает для нас особенно важным и ценным мирное сотрудничество с Англией в экономической области. В Вашей политической работе на Востоке Вы должны считаться и с нашим общим положением, заставляющим нас ставить в первую очередь задачи по восстановлению нашего хозяйства, и с тем значением, которое для этой цели представляет Англия.
      Вы должны исходить из изложенных выше основных факторов нашей политики, подходя к стоящим перед нами задачам на Востоке. Наша политика есть политика мира и сотрудничества между всеми народами. В настоящее время, когда восточные народы, как экономически отсталые, болезненно ощущают иностранное экономическое угнетение, социалистическая Советская Россия является для них естественным другом.
      Наша политика на Востоке не агрессивная, она есть политика мира и дружбы. Вы должны систематически во всей нашей работе выдвигать этот основной момент и, в частности, в Кабуле ставить основной целью Вашей деятельности развитие дружбы с Афганистаном. Дружба предполагает взаимное содействие, и, исходя из нашего желания, по мере возможности способствовать развитию и процветанию дружественного Афганского государства, мы готовы оказывать ему на этом мирном поприще все содействие, какое в наших силах. Вы должны изучить нужды и потребности Афганистана и выяснить желания его правительства с тем, чтобы в развитие и в исполнение Русско-Афганского договора (вероятно, 1919 г. - Ред.) мы могли оказывать ему посильное содействие в целях способствования его развитию и благосостоянию.
      Вам поручается обратить особенное внимание на реформистскую программу эмира. В нынешней стадии развития Афганистана, просвещенный абсолютизм типа нашего 18 столетия является для него серьёзных прогрессивным явлением; мы не можем и не должны подходить к Афганистану с мерилами экономически развитых стран. Разумеется, ни на минуту мы не должны забывать и оставлять в тени громадное различие между программой коммунизма и между той программой, которая осуществляется и может осуществиться нынешним афганским правительством.
      Мы не должны ни на минуту прятать наше лицо. Но это не мешает нам выражать сочувствие и оказывать полное содействие реформистским начинаниям дружественного афганского правительства и прогрессивному творчеству просвещенного абсолютизма в Афганистане. Мы ни на минуту не делаемся ни монархистами, ни приверженцами абсолютизма. Это должно быть ясно всякому. Но реформистским начинаниям прогрессивно настроенного эмира мы оказываем посильную помощь.
      Вы должны всячески избегать роковой ошибки искусственных попыток насаждения коммунизма в стране. Мы говорим афганскому правительству: у нас один строй, у вас другой; у нас одни идеалы, у вас другие; нас, однако, связывает общность стремлений к полной самостоятельности, независимости и самодеятельности наших народов. Мы не вмешиваемся в ваши внутренние дела, мы не вторгаемся в самодеятельность вашего народа; мы оказываем содействие всякому явлению, которое играет прогрессивную роль в развитие вашего народа. Мы ни на минуту не думаем навязывать вашему народу такой программы, которая ему чужда в нынешней стадии его развития.
      С другой стороны, Вы должны считаться с некоторыми опасными для нас уклонами в известной части афганских правящих кругов, мечтающих о создании коалиции реакционных мусульманских государств под афганской гегемонией. До сих пор английские агенты поддерживали и всячески развивали эти опасные для нас стремления некоторой части афганского правительства. Мы с полной лояльностью исполняем договор с Англией, и мы, со своей стороны, имеем право требовать от нее такой же лояльности. Вам поручается внимательно следить, не продолжаются ли со стороны английских представителей те же попытки играть на опасной для нас струнке стремлений некоторых афганских политических деятелей к реакционной панисламистской гегемонии и не продолжают ли английские агенты таким путём создавать затруднения для Советской власти в Средней Азии.
      Мирное сотрудничество между народами конкретно представляется нам, прежде всего, в форме товарообмена, и Афганистан и в этом отношении представляет для нас большую ценность. Не место здесь входить в детали этого вопроса, ибо это есть задача Наркомвнешторга. Укажу только на то, что и в этой области имеются опасные уклоны, против которых Вы должны быть настороже, а именно - стремление некоторой части афганских торговых кругов заниматься в Средней Азии спекуляцией и наносить серьёзный вред экономическому положению последней. Как раз экономическая область нашего сотрудничества с Афганистаном при её громадном положительном значении для нас и при серьёзности того вреда, который могут нанести нам указанные опасные уклоны в этой области, заставляет нас обратить серьёзное внимание на развитие нашей консульской сети в Афганистане, право на которую даёт нам Русско-Афганский договор. Консулы в Афганистане необходимы нам для развития товарообмена и необходимы также и для того, чтобы бороться против тех отрицательных явлений, о которых я сказал выше. Мы ожидаем от Вас тщательного изучения этого вопроса и присылки нам возможно скорее исчерпывающего доклада об экономических перспективах в Афганистане и о задачах, стоящих в связи с этим перед нашими консулами.
      Основная мысль, с которой Вы должны подходить ко всем стоящим перед Вами задачам, есть длительный характер нынешнего периода нашего развития и мировых отношений вообще. Историческое развитие в данный момент идёт замедленным темпом. Совершаемая нами работа рассчитана на долгий срок. Точно также и наши отношения с другими государствами носят характер длительной, медленной и кропотливой работы. Такова и стоящая перед Вами в Афганистане крайне ответственная и важная для всей нашей жизни политическая и экономическая работа.

С коммунистическим приветом,
[Чичерин]

      Печатается по тексту: Документы внешней политики СССР, том 4-й, М., 1960, с. 165-168, 3 июня 1921 г.

Примечания

      *СУРИЦ, ЯКОВ ЗАХАРОВИЧ (1882-1952). Советский дипломат в ранге Чрезвычайного и полномочного посла. На дипломатической работе с 1918 года. В 1918-19 работал заместителем советского полномочного представителя в Дании. В 1919-21 - полномочный представитель СССР в Афганистане. В 1921-22 был членом Туркестанской комиссии ВЦИК и уполномоченным Наркомата иностранных дел по Туркестану и Средней Азии. В 1922-23 - полномочный представитель СССР в Норвегии, в 1923-24 - в Турции, в 1934-37 - в Германии, в 1937-40 - во Франции. В 1940-45 работал советником Наркомата по иностранным делам СССР. В 1945-47 - посол СССР в Бразилии. Источник: Дипломатический словарь, т. 3-й, М., 1964, с. 331.

      **Англо-Русское соглашение 1907 г. по вопросам о Тибете, Иране и Афганистане. Россия, проигравшая войну с Японией, признавала Афганистан лежащим вне сферы своих интересов и обязалась воздерживаться от всяких сношений с афганским правительством иначе, как через посредство британского правительства. Англия давала обязательство воздерживаться от аннексий в Афганистане. Источник: Дипломатический словарь, т. 3-й, М., 1964, с. 81-82.

Rambler's Top100 be number one Kavkaz Top100