Главная
  Аналитика
  Конференция
  Рецензии
  Мнения
  Персоналии
  Мемуары
  Документы
  Хроника
  История
  Туркмены
  Этнология
  Каспий
  Права человека
  Проекты
  Юмор
  Central  Asia
  Словарь
  Ссылки
  Что читать?
Ш о х р а т К а д ы р о в
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ТУРКМЕНИСТАНЕ: ОЦЕНКА СИТУАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(к разработке концепции реформ власти)

      Конференция Международной Хельсинской Федерации, Московского правозащитного Общества"Права человека и вопросы безопасности в Туркменистане". Москва, 3-4 ноября 2002 года
Партия Национальный Прогресс, Группа федератов "Север-Юг" (осн. 2002), Клуб "Пайхас" (осн. 1991), редакция альманаха "Туркмены" и газеты "Наш Туркестан" (осн. в 1995), Национальный Архив Туркменской Оппозиции, Газета "Наш Туркестан" (осн. В 1995), Общество защиты прав жертв политических репрессий в Центральной Азии (осн. 1998). им. Хошалы Гараева (с 2002).

      Нам нужны конкретные подходы и сценарии реформы не только экономики, а, в первую очередь, реформы власти.

     Второе. Для меня все более и более становится очевидным – психологическая (культурологическая?) проблема в руководстве туркменской оппозиции и в будущем руководстве Туркменистана. Далеко не все в руководстве туркменской оппозиции идентифицируют себя как силу европейской политической ориентации.

     По политической культуре мы европейцы. Именно поэтому некоторые из нас оказались в авангарде событий и именно поэтому, не в эмиграции, а еще в Туркменистане, мы сразу оказались в некоторой изоляции от своего же народа.

     Одно из важных отличий туркмен-европейцев от традиционалистов состоит в том, что они не гиперболизируют интересы землячеств, а также интересы туркмен вообще, они думают о гражданах всей страны и государстве.

     И туркменское общество идет к модернизации. Туркменская семья все более и более становится европейской по своему составу и численности. Туркмен-европейцев мало, но будущее за ними. Они модернизаторы, а это мировой, глобальный процесс.

     Как известно модернизация началась в ХХ веке. В Туркменистане она проводилась насильно, советской властью. На нее опирались туркмены-европейцы и тоже правили Туркменистаном.

     Если мы их культурные наследники и хотим придти к власти, то сегодня должны опираться на США и Западную Европу. Но этого мало. Мы должны искать компромиссы с традиционалистами. Многие находят этот компромисс в том, что не часто говорят о том, что они туркмены-европейцы. Они просто не хотят потерять электорат.

     В связи с вопросом о компромиссах обращаю ваше внимание на то, что если идти на поводу у традиционалистов, то мы вновь придем к квази-монархии. Квази-монархия ведет к вытеснению евроэлиты и к прекращению конвертации традиционной элиты в туркмен-европейцев.

     Особо подчеркну исключительность исторического момента накануне смены власти в Туркменистане. А именно: те среди нас, кто не хочет публично идентифицировать себя с европейской политической культурой, те, кто продолжает колебаться, представляют собой прекрасный материал для ребашизации.

     Ниязов затормозил процесс модернизации общества, он опирается на традиционалистов, создает искусственное противостояние туркмен-европейцев и традиционалистов. Нам придется столкнуться с реакцией традиционалистов на реформы модернизации и это основное к чему нам надо себя готовить.

     Традиционалисты при Ниязове временно, но победили. Но парадокс состоит в том, что, борясь с туркменами-европейцами, традиционалисты борются не против самой евротуркменской субкультуры, не против европейцев, а для того, чтобы занять их место, а значит стать туркменами-европейцами.

     Опыт Индии и не только показывает, что усиление власти парламента ведет к усилению власти в центре людьми с традиционной политической культурой и можно ожидать оппозиции модернизации. Мало того, именно при парламентской республике в условиях традиционного общества возникает рецидивы монархизма и сепаратизма. Реформы могут захлебнуться, и переходный период завязнет в решении второстепенных вопросов. Нам нужен двухпалатный парламент. На переходный период нам нужны выборы губернаторов на местах, но под контролем центра, с правом центра вмешиваться в результаты выборов губернаторов.

     ***

     Европейские реформы - это демократия. Что за этим стоит для Туркменистана? На мой взгляд, самое главное обратить внимание на то, что европейская политическая культура дает образцы сочетания централизации и федерализма.

     В этой связи – наша с вами задача в области федерализации состоит не в том, что любыми путями дать право на независимость от центра, или отделить иранских туркмен от Ирана, а в том, чтобы дать туркменам-европейцам в регионах, включая Иранский Йомудистан, возможный максимум административной свободы. При этом поставить степень этой свободы от успехов модернизации. Чем больше модернизации, тем больше региональной самостоятельности.

     Нам надо сделать мощный акцент на образовательной и профессиональной подготовке молодой элиты. Чем больше будет таких людей, тем меньше потребуется нажима сверху для проведения реформ.

     Мы предлагаем больше внимания уделить не подготовке молодежи за рубежом, а приглашению западных специалистов в области модернизации в Туркменистан для преподавания. Тогда мы получим за короткое время целое поколение современно мыслящих людей.

     Наконец, наиважнейшая проблема: как нам сохранить центр и для чего это нужно?

     Русские подарили нам централизацию. Они заимствовали это на Западе. У туркмен не было традиции централизации. У нас централизация всегда выливалась в племенную гегемонию. А затем происходил распад, и туркмены разбегались по миру.

     Как ни парадоксально, центр мы сохраним, идя на уступки регионам. Курс на мягкую федерализацию должен быть уже разработан, должен исходить не снизу, а сверху. Особенно важно подчеркнуть, должен быть инициирован и проведен при самом активном участии коренных ашхабадцев. Это снимет подозрения со столичных туркмен в гегемонизме.

     В этой связи нашим важнейшим козырем станет кандидат на пост президента Туркменистана от Ашхабада. Мы это сделаем, и все дружно поддержим такого человека. В Ашхабаде в любом случае будет править представитель столичного землячества (также как в Западном Туркменистане йомуд). Поэтому единственным выходом для нас остается, чтобы привести к власти в Ашхабаде ахалца-единомышленника, туркмена-европейца.

     Столичные туркмены должны остаться охранителями централизованной власти в Туркменистане. Это то, что называется доминирование без гегемонии. У столичных туркмен наиболее сильно выражена тенденция к централизации, т.к. это регион столицы. Это надо сохранить.

     Традицию централизации надо ценить, охранять, культивировать, если хотите. Но только при одном важном условии, если это будет центр, в котором представлены туркменами всех регионов и если это будет центр, проводящий политику расширения прав регионов. Без центра мы кое-что сделаем, но рискуем потерять главное – государство. Вместе с тем, центр без регионов – не более чем султанат.

     Это условие о расширение власти регионам, можно обещать, но не выполнить после смены власти. Это будет пустое обещание. Поэтому оно должно быть разработано уже сегодня. Для этого нужно сказать самим себе, то Объединенная оппозиция должна иметь Объединенное руководство, которое к тому же пора персонифицировать в лице рабочего органа.

     Нужно иметь смешанную из западных и местных специалистов аналитическую группу по разработке сценариев реформ. Тогда в будущих событиях будет меньше крови.

     Нам нужно с помощью западных экспертов готовить концептуально новую конституцию. Причем, некоторые ее части должны быть проработаны особенно тщательно. К таковым я отношу вопросы федерализации, выборной системы и полномочий высшей власти.

     И самое последнее, и очень важное. Когда эксперты сделают нам проект конституции. Она пройдет через Общенациональную конференцию. Будет принята ею. Затем мы примем конституцию. И только после этого нам надо проводить выборы президента и других руководителей. Политики, президенты, премьер-министры должны предлагать нам программы, которые бы наилучшим образом отвечали бы соблюдению принципов новой конституции.

     В заключении. Мы призываем Б.Шихмурадова, Н. Ханамова, Х.Оразова и др. объединиться с нами на идее не только смены власти, но и на базе разработки реформ. В противном случае у нас, людей имеющих обширную социально-политическую базу и вместе с тем желающих исключить кровавые конфликты, остается единственный выход – просить международные организации (и в первую очередь ОБСЕ) стать нашими союзниками. Союзниками не на правах супервайзеров, а экспертов-консультантов. Это поможет нам безболезненно пройти переходный период в строгом соответствии с принципами международного права.

Rambler's Top100 be number one Kavkaz Top100

http://www.Fergana.com   http://www.Gundogar.com   http://www.erkin.net   http://www.turkmenistan.ru